Ануш Согомонян
smolaw / Shutterstock.com
Несмотря на ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, уровень налоговой нагрузки на бизнес по данным Минфина России составляет порядка 32%. Об этом сообщил Президент ТПП РФ Сергей Катырин в своем выступлении на пленарном заседании Всероссийского налогового форума.
В феврале этого года ТПП РФ провела масштабное анкетирование среди членов своей палаты по ряду вопросов, в том числе по вопросам налогообложения бизнеса. Так, по результатам анкетирования [материалы имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ], 55% опрошенных оценили уровень налоговой нагрузки как высокий, 45% – как средний. При этом 43% опрошенных отметили, что уровень налоговой нагрузки в этом году вырос, а 49% – указали, что налоговые условия не изменились. В опросе приняли участие порядка 500 компаний и ИП из 64 регионов России. «Как правило, бизнес связывает рост налоговой нагрузки с отменой некоторых льгот, а также с повышением налогов на землю и недвижимое имущество из-за завышения кадастровой стоимости объектов налогообложения. Это общероссийская проблема, которую необходимо, на наш взгляд, системно решать», – отметил он.
Еще одна проблема, по мнению Сергея Катырина, заключается в том, что на практике в основном налоговые льготы и преференции отменяются или вводятся без общественного обсуждения. «Палата считает необходимым перед принятием таких решений просчитывать возможный макроэкономический эффект, – считает Катырин. – Сами решения предоставлению налоговых льгот или их отмене должны быть более взвешенными и экономическими обоснованными». В частности, он отметил, что бизнес, например, положительно оценивает возможность применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, позволяющий вычесть из налога расходы на новое оборудование. Но вот с отменой с 1 января 2018 года федеральной льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества не согласны.
Напомним, что с 1 января 2018 года полномочия по установлению такой льготы будут переданы регионам (ст. 381.1 Налогового кодекса). Однако, по словам Катырина, субъекты Федерации пока активно не прорабатывают вопрос установления указанной льготы на своих территориях, что вызывает определенное беспокойство у бизнеса. «Регионы, рассчитывая на дополнительные доходы, льготу предоставлять не торопятся. В результате мы получим рост тарифов и цен, инвестиционные проекты будут замедлены, а некоторые и остановлены», – заметил Президент ТПП РФ. Он предложил разработать и утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, которая позволит отказаться от малоэффективных в пользу введения новых льгот стимулирующего характера.
Президент ТПП РФ обсудил с участниками форума также и проблему введения новых неналоговых платежей и увеличения размеров действующих. Он отметил, что необходимо приостановить разработку нормативных правовых актов в регионах, направленных на установление неналоговых платежей до принятия федерального закона о регулировании обязательных платежей юридических лиц и ИП1 [пока законопроект находится на стадии оценки регулирующего воздействия. – ГАРАНТ.РУ]. Кроме того, эксперт предложил внести в законопроект изменения и предусмотреть исчерпывающий перечень неналоговых платежей, установить правила исчисления отдельных платежей и более конкретно определить перечень прав и обязанностей плательщиков и администраторов платежей.
Он также напомнил, что с 17 августа текущего года в НК РФ появились критерии получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды (ч. 3 ст. 54.1 НК РФ). Теперь для доказывания необоснованной налоговой выгоды необходимо подтверждать факты согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов, а также нереальности операций по поставке товаров (работ, услуг). То есть основным критерием для установления законности операций служит реальность сделки. Однако, по его мнению, в законе отсутствуют важные для налогоплательщиков гарантии, такие как презумпция добросовестности, концепция действительного экономического смысла сделок и т. д.
В заключение он отметил, что у налогоплательщиков имеется ряд предложений по совершенствованию механизмов взаимодействия с налоговыми органами. Так, например, по его словам, с передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов у предпринимателей возникли задолженности, отраженные в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошлый год. В связи с чем они в массовом порядке обращаются в налоговые органы по поводу некорректных сумм задолженности. К слову, справка об отсутствии задолженности по налогам и взносам необходима предпринимателям для участия в госзакупках, но с имеющейся «задолженностью» ФНС России такой документ не выдает. Палата предлагает ускорить решение этой проблемы.
Источник: garant.ru