Минпромторг России: доля используемых во вторичном производстве отходов производства и потребления должна быть увеличена

Мария Шувалова

VadimVasenin / Depositphotos.com

В начале текущего года Правительство РФ утвердило Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Одна из основных ее целей – обеспечить максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья для изготовления новой продукции или как минимум для получения энергии.

По данным Минпромторга России, в промышленном производстве используется не более 52% образующихся ежегодно и требующих переработки для вовлечения во вторичный оборот отходов (их годовой объем составляет около 400 млн тонн: примерно 350 млн тонн приходится на отходы производства, 50 млн тонн – на твердые коммунальные отходы). Аналогичная ситуация с не требующими дополнительной обработки отходами от добычи полезных ископаемых, которые относятся к V классу опасности: из образующихся в год 5 млрд тонн используется примерно 53%, остальное временно размещается в местах хранения или захоранивается.

Изучить мотивировки судебных решений о привлечении лиц к уголовной ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ) можно в «Энциклопедии судебной практики« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Незаинтересованность производителей в как можно более полном вовлечении отходов во вторичное производство в настоящее время обусловлено, по мнению экспертов, несколькими причинами. В частности:

  • отсутствием нормативно закрепленного понятия «вторичные ресурсы», в связи с чем к полученному при переработке сырью применяются те же нормы и требования, что и к отходам. Как сообщил на организованной газетой «Ведомости» конференции «Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России» заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Роман Куприн, министерство уже подготовило законопроект, определяющий, что вторичные ресурсы – это «продукция, полученная в результате рекуперации или обработки отходов, для компонентов которых имеется целесообразность в утилизации». Данным положением предлагается дополнить ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ);
  • недостаточно высокими для стимулирования переработки нормативами утилизации. Так, самый большой норматив утилизации в этом году – 25%, в следующем – 35%, в 2020 году – 45%. При этом, по словам Романа Куприна, широко распространена практика, когда предприятия, самостоятельно не утилизирующие образующиеся отходы, вместо уплаты экологического сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ) покупают справки об утилизации их отходов другими предприятиями. В результате в прошлом году взимание экологического сбора обеспечило поступление в бюджет 1,3 млрд руб. вместо прогнозируемых 6 млрд;
  • отсутствием спроса на вторичные материальные ресурсы. Разумеется, далеко не все образующиеся на предприятии отходы могут и должны быть использованы как вторсырье на этом же предприятии. «Сейчас спроса на отходы, которые даже в чистом виде являются сырьем, нет. Он появится, мы это понимаем. Но пока нам проще увезти отходы на полигон, нежели держать на балансе как вторичные материальные ресурсы», – отметил заместитель генерального директора компании «УРАЛХИМ» Ринат Гизатулин. Поэтому дополнительным стимулом вовлечения отходов в оборот, по его мнению, может стать внесение поправок в законодательство, в том числе налоговое, позволяющих официально и не слишком затратно содержать вторичное сырье на балансе в течение продолжительного срока (7-10 лет).

Важнейшей составляющей системы вовлечения отходов в оборот, по мнению Минпромторга России, должны стать экотехнопарки – функционально связанные объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые предназначены для производства конечной продукции или вторичного сырья из отходов в процессе их обработки и утилизации. Определение понятия «экотехнопарк», а также нормы, предусматривающие применение мер стимулирования к субъектам промышленной деятельности, использующим оборудование экотехнопарков, предлагается закрепить1 в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Согласно планам министерства к 2030 году на территории России будут действовать 70 экотехнопарков, причем при их создании предполагается учитывать, какие виды производства наиболее распространены в конкретном регионе. По словам Романа Куприна, ряд предприятий уже заявили о готовности участвовать в пилотном проекте по развитию системы экотехнопарков.

Помимо вопросов об обращении с отходами производства и ТКО, особого внимания заслуживает размещение особо опасных отходов, считают эксперты. Напомним, Минприроды России подготовило законопроект2, предполагающий утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности и наделение госкорпорации «Росатом» статусом федерального оператора по обращению с такими отходами. В случае принятия документа организации и ИП, в результате деятельности которых образуются чрезвычайно и высокоопасные отходы, смогут либо, как и прежде, самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов (при наличии соответствующей лицензии), либо передавать их федеральному оператору. «Мы поддерживаем предложение Минприроды о создании федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Не все предприятия хотят сами ими заниматься, потому что, например, в год у них образуется лишь несколько десятков килограммов таких отходов, так что крупный игрок будет полезен. Но он не должен стать посредником, который, получая плату в рамках установленного тарифа на услуги федерального оператора, заключит договоры субподряда с объектами, которые сейчас являются полулегальными полигонами или объектами переработки», – подчеркнул Ринат Гизатулин.

Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в свою очередь заявил о необходимости устранения пробелов в нормативном регулировании обращения медицинских отходов. Невозможность их размещения на полигонах приводит к тому, что каждый год почти 2 млн тонн отходов, в том числе токсичных, инфицированных и радиоактивных, вывозится на несанкционированные свалки, подчеркнул эксперт.

В заключение эксперты отметили, что уже сейчас стоит принять решение о том, где будут размещаться увеличивающиеся в связи с проведением реновации объемы строительных отходов.

______________________________

1 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (в части применения мер стимулирования к субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры и оборудование, находящиеся в составе экотехнопарка) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/03-18/00079276).
2 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-18/00078522).

Источник: garant.ru

Добавить комментарий