ТПП РФ представила стандарт качества деятельности для платежных посредников

Валерия Зеновина

Africa Studio / Shutterstock.com

В условиях стремительного развития технологий оплаты работ и услуг через платежных посредников эксперты озаботились вопросом правового регулирования данной сферы. Речь идет, в частности, о таких посредниках, как агрегаторы платежных услуг, обеспечивающие взаимодействие между потребителями и теми, кто оказывает услуги. Кроме того, к посредникам относят платежных агентов (в том числе банковских) и краудфандинговые платформы, на которых осуществляется добровольный сбор средств для реализации различных проектов.

По мнению представителей ТПП РФ, в сфере деятельности таких посредников можно выделить значительный пласт проблем. В их числе – непрозрачность работы, в том числе для конечных потребителей, высокие риски для тех же потребителей в случае банкротства посредника, а также вероятность вовлечения в сомнительные и мошеннические операции, которая, как правило, появляется там, где нет ясного правового регулирования. Проще говоря, денежные средства могут не дойти до получателя, а из-за чего и на какой стадии платежной операции это произошло – узнать невозможно или непросто.

Чем является большинство пластиковых карт: идентификаторами или кошельками? Ответ – в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Однако в ходе прошедшего вчера заседания Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям специалисты указали на необходимость соблюсти разумный баланс. С одной стороны, как отметил председатель подкомитета по платежным системам и информационной безопасности Роман Прохоров, нужно защитить интересы участников рынка, ведь так или иначе все они сталкиваются с необходимостью производить расчеты. Но с другой стороны, председатель Комитета Владимир Гамза указал, что чрезмерные запреты в данном случае недопустимы, ведь это ударит по бизнесу. Разумным компромиссом представители ТПП РФ посчитали введение саморегулирования, а значит, стандартизации деятельности платежных посредников. Наряду с этим планируется вести мониторинг рисков, связанных с деятельностью платежных посредников.

Стандарт качества деятельности платежных посредников уже разработан, по словам Романа Прохорова, в настоящее время его обсуждают с регуляторами. Но когда он будет принят – пока неизвестно. Предполагается, что после оценки соответствия платежных посредников стандарту качества, им будут выдавать «Знак качества платежного посредника».

Оценивать планируется целый ряд аспектов, и в их числе – используемые технологии расчетов. Согласно описанию стандарта, текст которого имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, платежный посредник должен использовать одну из трех систем расчетов:

  • номинальный счет, если денежные средства принимаются в пользу платежного агрегатора;
  • только через кредитную организацию, деньги не должны попадать на баланс платежного агрегатора, если он выполняет функции информационно-технологического взаимодействия;
  • специальный счет, если платежный агрегатор является платежным агентом или банковским платежным агентом.

Также, согласно стандарту, платежный посредник должен утвердить комплекс методик для контроля за деятельностью своих контрагентов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, посредник будет обязан разработать и применять на практике методики контроля целого ряда рисков: кредитного, операционного и правового, а также риска потери деловой репутации и ликвидности.

Учитываться будет и состояние информационной безопасности, и наличие механизмов обеспечения непрерывности деятельности (например, эффективные планы действий в чрезвычайных ситуациях). В содержание стандарта предположительно войдут также стандарты работы с обращениями клиентов, кодекс деловой этики и соблюдение требований к руководителям и учредителям (в частности, квалификационные требования и отсутствие судимости). На оценку могут повлиять и другие аспекты, в частности, регулярное прохождение аудита и наличие собственных средств в размере порядка 17 млн руб.

Что интересно, данный подход к регулированию деятельности платежных посредников в целом поддержали представители и главного банка страны, и госоргана. Так, советник Департамента национальной платежной системы Банка России Михаил Мызников отметил, что мягкий вариант регулирования вполне применим на рынке платежных посредников. А начальник Юридического управления Росфинмониторинга Герман Негляд добавил к этому, что внедрение стандартов – в интересах рынка, поскольку конкурировать с недобросовестными его участниками невозможно.

Источник: garant.ru

Добавить комментарий