Екатерина Добрикова
1 декабря 2016 года Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию заявил о необходимости снять барьеры для развития волонтерства в России и подготовить план мер по его поддержке. По словам директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Артема Шадрина, в настоящий момент Агентство стратегических инициатив и ОП РФ, которым и было адресовано поручение президента, уже готовят конкретные предложения. «А уже к концу первого полугодия эти предложения будут оформлены нами в проект документа и представлены на утверждение Правительству РФ», – рассказал он сегодня на конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости». При этом ожидается, что документ затронет разнообразные формы добровольчества – от молодежного до корпоративного.
Кроме того, представитель ведомства сообщил, что на уровне регионов планируется создать проектные офисы социальной направленности (временные организационные образования, предназначенные для выполнения определенных функций). По мнению президента Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотьи Смирновой, такие офисы позволят сдвинуть с мертвой точки проблему реализации конкретных социальных задач в регионах.
На то обстоятельство, что благотворительные и социальные программы реализуются в субъектах недостаточно эффективно, обратила внимание и генеральный директор благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова. Основной проблемой, по ее мнению, является не столько финансовый, сколько организационный фактор. «Проблема ведомственной разобщенности – в узко-ведомственной логике, которая и делает программы неэффективными и дорогими», – убеждена она. В качестве одной из действенных мер по устранению такой разобщенности Морозова назвала реализацию в регионах пилотных проектов, призванных отработать межведомственные подходы на системном уровне. «Например, сейчас мы работаем в регионах с пилотными проектами по формированию межведомственной системы гериатрической помощи [система лечебно-профилактических и социальных мероприятий в отношении лиц пожилого и старческого возраста при заболеваниях и увечьях. – Ред.])», – поделилась она.
О том, чем пожертвование отличается от дарения, узнайте из материала «Договор пожертвования« в «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Помимо этого Артем Шадрин рассказал о появлении перспективы регионального партнерства между благотворительными организациями, бизнесом, НКО и органами власти: «Совместно с Агентством стратегических инициатив мы разработали и запустили дорожную карту по обеспечению доступа негосударственных организаций к представлению услуг в социальной сфере. Документ предполагает реализацию механизмов поддержки формирования и развития НКО не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях».
Также представитель ведомства упомянул о том, что осенью прошлого года была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители федеральный органов власти, НКО, благотворительных фондов, компаний, реализующих практику корпоративно-социальной ответственности и СМИ. Основной задачей этой рабочей группы является разработка мер по содействию координации инструментов и механизмов продвижения информационных проектов в обществе. Распространение социально-значимых идей в информационном пространстве, добавил Артем Шадрин, вносит неоценимый вклад в развитие всей инфраструктуры благотворительности: «Сформировав интересный информационный повод, при должном уровне координации СМИ можно привлечь внимание к наиболее значимым социальным задачам и проблемам, а также к тем организациям, которые находят их решение».
Все эти меры, по мнению экспертов, способны существенно улучшить состояние благотворительности в России. Однако ряд эффективных мер действует уже сейчас.
Это, например, региональные ресурсные центры поддержки НКО – их, по данным Артема Шадрина, на текущих момент около 20 (например, Сибирский центр поддержки общественных инициатив, Центр «Гарант» в г. Архангельске, Северо-Западный центр развития НКО и др.). Многие из них работают и в соседних регионах. «То есть инфраструктура региональных ресурсных центров способна значительно улучшить условия для поддержки благотворительности на всей территории страны», – убежден эксперт.
Не меньшее содействие развитию филантропии оказывают и общефедеральные организации (например, Форум доноров, который объединяет 36 фондов и крупных компаний, реализующих программы корпоративно-социальной ответственности, такие как ежегодный конкурс «Корпоративный донор России»).
В сборе пожертвований существенно помогают краудфандинговые платформы в Интернете (например, «Благо.ру», «Планета.ру» и др.). И количество этих сервисов, по прогнозу представителя Минэкономразвития России, будет только расти.
Также ведомство возлагает большие надежды на вузы, планируя активно подключать к волонтерству студентов, а также формировать на базе учебных учреждений профильные НКО.
Однако директор Агентства социальной информации, член ОП РФ Елена Тополева уверена, что ни одна из уже существующих и предложенных мер не будет эффективно работать, если не создать профильный институт развития НКО. Он может как существовать на базе определенного ведомства, например Минэкономразвития России, так и представлять собой отдельную негосударственную структуру. А президент, председатель правления благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова предположила, что с аналогичной функцией может справиться и отдельная саморегулируемая организация в сфере благотворительности.
***
По мнению россиян, наиболее нуждающимися в благотворительности направлениями являются: помощь социально-уязвимым слоям общества (47% респондентов); охрана материнства и детства (46%); поддержка медицины (38%); охрана природы и благоустройство жилой среды (по 19%). Такие данные приводит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.
При этом заниматься благотворительностью, считают опрошенные, должны, прежде всего, богатые граждане (50%) и государственные организации (43%). Однако на деле, отметили они, ею занимаются простые граждане вне зависимости от уровня их достатка (51%) и только потом уже богатые соотечественники (32%), а государственные организации и бизнес-структуры набрали по 14% и 9% голосов соответственно.
Источник: garant.ru