Екатерина Добрикова
Об этом рассказал вчера на пресс-конференции ТАСС генеральный директор ФМИЦПН им. В.П. Сербского, главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе. Стоит отметить, что разговоры об изучении этого курса школьниками ведутся уже давно. Так, еще в 2012 году был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, предусматривающий право школ включить в свои учебные планы дисциплину «Психология» в качестве дополнительного учебного предмета либо курса, который ученики могут выбирать по своему усмотрению (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
Однако теперь этот предмет может стать обязательным для всех учеников с третьего по 11 классы. «Вопрос уже решен в Минздраве и в Минобрнауки России. Предполагается, что этот курс психологии пройдет в рамках ОБЖ и составит 20 часов в каждом учебном году. Речь идет не о философских основах психологии, а о том, чтобы знать психологию человека, что такое переходный возраст и что происходит в это время. Вот эти элементарные основы психологии дети должны знать», – пояснил эксперт. По его словам, группа авторов уже собрана и написаны учебники для третьего и четвертого классов. Предполагается, что до конца 2017 года работа по подготовке оставшихся учебников будет полностью завершена.
О том, является ли попытка самоубийства основанием для отказа в оплате больничного листа и влияет ли на это дата наступления нетрудоспособности, узнайте из материала «Пособие по временной нетрудоспособности» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Такое нововведение должно стать одним из ключевых методов профилактики детского и подросткового суицида в России.
По данным, озвученным Зурабом Кекелидзе, в 2015 году на 100 тыс. человек приходилось два случая суицида детей от 0 до 14 лет и 11,5 случаев суицида среди подростков от 15 до 19 лет. Правда, этот показатель за последние 10 лет существенно снизился – в 2005 году было зафиксировано 3,3 и 19,8 случаев соответственно. Но тем не менее, текущие значения все равно выше средних общемировых показателей (один случай детского суицида и 7,4 случаев подросткового суицида на 100 тыс. человек).
Аналогичная ситуация складывается и применительно к общему количеству самоубийств среди всех возрастных групп населения – в 2015 году их было 17,1 на 100 тыс. человек. Это также ниже показателя за 2005 год (32,2 случая), но выше общемирового уровня почти в 1,5 раза – 11,4 на 100 тыс. человек.
«Количество суицидов в мире достигло цифры 800 тыс., а самоубийства в подростковом возрасте вышли на второе место среди всех причин смертности», – уточнил специальный представитель директора Европейского регионального бюро ВОЗ Гайк Никогосян. «В России в 2015 году вследствие самоубийства ушли из жизни 136 детей до 14 лет и 688 подростков 15-19 лет», – продолжил эту неутешительную статистику руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ФМИЦПН им. В.П. Сербского, руководитель исследования «Суициды в Европе и странах Центральной Азии» ВОЗ Борис Положий.
Помимо включения в школьную программу курса психологии эксперты предложили еще ряд мер по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. К ним можно отнести:
-
введение специального курса по психологии детей и подростков для студентов педагогических вузов – такая инициатива, по словам Зураба Кекелидзе, поддержана директором Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александром Соболевым. Данный курс должен составлять от 36 до 72 часов за все время обучения. «Программа уже подготовлена, находится в стадии обсуждения», – пояснил эксперт;
-
активное взаимодействие психологов и психиатров с органами опеки и попечительства. По мнению первого заместителя председателя комиссии по поддержке семьи, детей и материнства ОП РФ Павла Сычёва, должен быть выработан ряд комплексных мер по работе с «проблемными» семьями как со стороны надзорных органов, так и со стороны врачей и психологов;
-
активное участие владельцев социальных сетей в мониторинге контента. «Владельцам социальных сетей стоит задуматься от том, что у них там внутри происходит. Потому что они имеют техническую возможность быстрее всех проверять и администрировать свой контент. Хотелось бы призвать к этому, поскольку проблема носит актуальный характер», – высказался заместитель руководителя отдела процессуального контроля за расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних Следственного комитета России Юлиан Коваль. Эксперт пояснил, что существует проблема выявления так называемых «групп смерти», потому что их создание и закрытие занимают несколько минут: «Можно там пообщаться 10 минут, сказать друг другу все, что надо, и закрыть группу. Закрытие таких страниц на официальном уровне занимает гораздо больше времени». Вот почему так важно, чтобы к решению этой проблемы подключились владельцы социальных сетей;
-
создание унифицированной системы суицидологической помощи (организация эффективной службы телефонов доверия, интернет-консультирования и врачебной помощи). «Я категорически настаиваю на этом, поскольку служба, которая сейчас существует, не отвечает сегодняшним задачам – она разрозненна, по-разному работает, где-то ее вообще нет», – посетовал Борис Положий. Эксперт также настаивает на обучении врачей общей медицинской практики навыкам диагностики суициальных поведений и суицидально опасных состояний. Речь идет в первую очередь о выявлении депрессий и стрессовых ситуаций, которые могут стать причиной самоубийства. И в этом направлении есть определенная динамика. «Пилотным проектом с подачи Министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой стало обучение врачей-онкологов своевременному выявлению депрессий и суицидального риска. Вообще обучение интернистов в этом направлении – одно из немногих научно доказанных эффективных подходов для ранней профилактики суицидального поведения», – добавил руководитель отдела суицидологии Московского НИИ психиатрии Евгений Любов.
Последняя из указанных мер вполне может считаться универсальной и применяться в целях сокращения числа суицидов среди всего населения. В этих же целях могут создаваться кабинеты социально-психологической службы в офисах работодателей и территориальных центрах социального обслуживания. «Они должны развиваться вне зоны ответственности психиатрических учреждений, а, например, в рабочих коллективах и в ЦСО, так как значительно большим риском суицидального поведения отличаются лица среднего возраста и пожилые люди», – предложил Любов.
Одной из ключевых проблем при проведении профилактических антисуицидальных мер является отсутствие комплексного подхода различных ведомств к этому вопросу. Вот почему, по убеждению Бориса Положего, не обойтись без Государственной программы предупреждения суицидов. «Нам не справиться с этой проблемой, если у нас не будет такой программы. Решать вопрос профилактики самоубийств нужно разным ведомствам комплексно. Если эту программу будет курировать Правительство РФ или другой властный орган, я думаю, дело может сдвинуться. И не мы это придумали, мы только в чем-то повторяем зарубежный опыт, поскольку традиционно страны с высокой частотой суицидов, такие как Швеция, Финляндия, Германия и ряд других, приняли такую программу, и она дала хорошие результаты – сейчас они очень далеко от плохого уровня частоты суицидов», – рассказал он.
Поддержал эту инициативу и Руководитель Патриаршего центра кризисной психологии Михаил Хасьминский: «Я думаю, что без программы невозможно ничего решить. Именно комплексность и может в данном плане что-то гарантировать. Потому что «Тришкин кафтан» получается – все тянут в разные стороны, а в результате ничего не выходит».
Не забыли эксперты и о законопроекте, который позволит привлекать к уголовной ответственности злоумышленников за склонение к суициду в том числе посредством интернет-ресурсов. Напомним, что действующая в настоящий момент редакция закона такого положения не содержит, предусматривая уголовную ответственность лишь за доведение до самоубийства путем личных угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110 УК РФ). «Мы разработали законопроект, который, надеемся, будет в ближайшее время Госдумой принят. Тогда у нас как у правоприменителей особых проблем не будет, потому что само по себе найти человека, который со злым умыслом находит в сети подростков и склоняет их к суициду, не проблема», – подытожил Юлиан Коваль.
Немало зависит и от самих родителей. Михаил Хасьминский предлагает родителям использовать специальный пароль при предоставлении детям доступа в Интернет, определять время пользования компьютером, а также устанавливать фильтры доступа к определенным ресурсам.
Источник: garant.ru