Некоторых госслужащих обязали сообщать о возможных конфликтах интересов и предпринимать меры для их урегулирования

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

Напомним, документ распространяет обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

  • Генерального прокурора РФ;
  • Председателя Следственного комитета РФ;
  • Секретаря Совета безопасности РФ;
  • членов Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • депутатов законодательных органов субъектов РФ;
  • Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ;
  • членов ЦИК России с правом решающего голоса;
  • Председателя Банка России;
  • Председателя Счетной палаты РФ, его заместителей и аудиторов Счетной палаты РФ.

Напомним, в настоящее время обязанность по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не установлена, хотя дисциплинарная ответственность за непринятие таких мер существует в рамках законодательства о противодействии коррупции. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, виновные лица подлежат увольнению в связи с утратой доверия.

Могут ли государственные (муниципальные) учреждения совершать сделки с заинтересованностью, узнайте в «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Кроме того, скорректированы понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность». Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом личной заинтересованностью считается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо или его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Эти определения, закрепленные в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», теперь будут универсальными – в других федеральных законах появятся ссылки именно на них. 

МНЕНИЕ

Алексей Кравцов, президент Союза третейских судов, председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы: 

«Эти поправки сегодня можно применить к большинству наших чиновников, которые срослись с бизнесом на закрепленных за ними территориях и в контролируемых сферах. И даже без этих поправок чиновники и раньше не должны были допускать конфликта интересов на своей работе. Однако, они продолжают это делать, невзирая на какие-либо законы.

Пока в нашей стране не будет по-настоящему действовать неотвратимость наступления наказания за преступления, подобные законы будут являться лишь «дробинкой для слона под названием «Коррупционер». Единственное, что полезного дают эти поправки – это определение понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность». Теперь правоохранительным органам и судьям станут более понятны признаки коррупционных преступлений для их квалификации, расследования и привлечения к ответственности виновных лиц.

Для того чтобы судья смог объективно рассмотреть коррупционное дело, вынести обвинительный приговор, обвинитель должен ему доказать, что лицо на скамье подсудимых за коррупционные действия действительно совершило их исходя из личной заинтересованности или они вытекали из конфликта интересов. Без четкого законодательного определения этих понятий, позицию обвинителей было легко разбить адвокатам обвиняемого. И поэтому процент чиновников, получивших реальные сроки по этим статьям, у нас не превышает 30%». 

 

Источник: garant.ru

Добавить комментарий