Ануш Согомонян
Iakov Filimonov/ Shutterstock.com
«Суммы, собираемые единовременно с родителей учащихся на нужды школы, варьируются от 1 тыс. до 15 тыс. руб., при этом отмечены случаи и ежемесячных сборов», – сообщила на состоявшемся на прошлой неделе совещании в ОП РФ первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки ОП РФ Людмила Дудова. По ее словам, преимущественно денежные средства собираются на покупку учебников, рабочих тетрадей, канцелярских товаров, ремонт в школе, оплату работы охранников, хозяйственные нужды, питание в школе, а также на подарки учителям. За два месяца работы горячей линии поступило большое количество жалоб – зафиксировано 739 обращения. «Все они будут рассмотрены и направлены в надзорные органы», – добавил Людмила Дудова.
Так, например, в Республиках Башкортостан, Коми, Крым, Красноярском крае, Архангельской области и других регионах учителя нередко требуют у родителей приобрести рабочие тетради по тем или иным предметам. Вместе с тем эксперты отметили, что согласно действующему законодательству учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы и средства обучения и воспитания предоставляются бесплатно в пользование на время получения образования (ст. 35 Закона об образовании). Рабочие тетради также являются учебными пособиями, которые должны предоставляться обучающимся бесплатно (ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения»). Однако имеются и исключения.
Должны ли с родителей взимать в школе плату за пребывание в группе продленного дня? Узнайте из материала «Обучение в начальной школе» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный бесплатный доступ на 3 дня! Получить доступ
«Следует отметить, что учебные пособия, рекомендуемые для обучения отдельными педагогами, не являются обязательными и не должны предоставляться бесплатно. Их приобретение за счет бюджетных средств возможно при наличии финансирования. При этом приобретение этих пособий за счет законных представителей обучающихся законодательством не предусмотрено», – добавила директор Института развития образования Высшей Школы экономики Ирина Абакина. В ходе совещания эксперты предложили рекомендовать уполномоченным органам в регионах усилить контроль над обеспеченностью учащихся учебными пособиями и средствами обучения.
Из Воронежской, Нижегородской и Ростовской областей в ОП РФ обратились родители с жалобами на требования администраций школ оплатить обслуживание турникетов и карточек для пропуска в учреждение. Профессор Московского педагогического государственного университета Елена Болотова в связи с этим подчеркнула, что обязать родителей вносить деньги на хозяйственные нужды школы недопустимо. Ирина Абакина добавила, что турникеты приобретаются на торгах уполномоченными органами, а значит, при формировании конкурсной документации они должны включить в них требование по содержанию этих турникетов. Напомним, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).
Заявители рассказали также в своих жалобах о «добровольных пожертвованиях родителей» на ремонт школы, строительство вспомогательных построек, реконструкцию спортзалов, покупку оборудования, мебели и т. д. Эксперты отметили, что, действительно, граждане вправе сделать пожертвование в общеполезных целях, в том числе и образовательным организациям. При этом на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 1-2 ст. 582 Гражданского кодекса). Однако эксперты, проанализировав поступившие обращения в ОП РФ, пришли к выводу, что в основном все пожертвования, осуществляемые гражданами, являются мнимыми. То есть соблюдается форма договора, но отсутствует признак добровольности. В частности, по словам Людмилы Дудовой, родители жалуются на то, что испытывают психологическое давление как со стороны родительской общественности, требующей сдать деньги, так и со стороны администрации образовательной организации. «Возможны случаи внесения родителей, не сдавших деньги на те или иные мероприятия, в некие списки и распространение данных списков «должников» для всеобщего сведения в мессенджерах в родительских чатах», – отметила Дудова. Решением этой проблемы, по мнению экспертов, может стать вынесение уполномоченными органами в регионах рекомендаций подведомственным образовательным организациям о недопустимости принудительного взимания денежных средств на хозяйственные нужды школы.
Вместе с тем участники совещания отметили также ряд случаев, когда администрация школы или родительский комитет могут собирать деньги с обучающихся в школе, не сомневаясь в законности своих действий. «Что касается таких видов сборов, как оплата участия ребенка в конкурсных испытаниях (например, олимпиадах), закупка школьных тетрадей, участие в экскурсиях, оплата кружков, закупка школьной формы, то такие сборы в разумных размерах законны», – добавила Елена Болотова.
Эксперты также обсудили этический вопрос подарков учителям. К примеру, в Республике Татарстан на подарок учителю одной из школ собрали с каждого ученика по 5 тыс. руб., такая же сумма на подарок ко Дню учителя была упомянута в жалобе родителя из Нижегородской области, а в Забайкальском крае подарок педагогу обошелся в 3 тыс. руб. с обучающегося, рассказали родители в обращении. Однако Елена Болотова напомнила, что не допускается дарение работникам образовательных организаций подарков, стоимость которых превышает 3 тыс. руб. (п. 1 ст. 575 ГК РФ). При этом она отметила, что в локальных нормативных актах образовательной организации должны быть закреплены правила и принципы педагогической этики и профессионального поведения педагога, рекомендующие учителям не получать в связи с исполнением своих обязанностей те или иные подарки, денежное вознаграждение, услуги материального характера.
По итогам горячей линии ОП РФ разработала рекомендации (проект имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). Документом предлагается образовательным организациям принять локальные нормативные акты, закрепляющие недопустимость принудительного сбора денежных средств на хозяйственные нужды, и довести эти акты до всеобщего сведения, в том числе до родительского актива. Кроме этого, ОП РФ считает необходимым уполномоченным органам в регионах принять меры по повышению прозрачности бюджетов образовательных организаций путем усиления контроля за полнотой, актуальностью и наглядностью отчетов о финансово-хозяйственной деятельности учреждений, размещенных на их официальных сайтах. По словам Людмилы Дудовой, эти и другие предложения будут доработаны экспертами ОП РФ и направлены в органы исполнительной власти субъектов Федерации в сфере образования.
Источник: garant.ru