Мария Шувалова
racorn / Depositphotos.com
Одной из главных проблем в сфере образования по-прежнему остается организация беспрепятственного доступа к получению образования, в том числе – дошкольного. Хотя по официальным данным Минобрнауки России, только в семи регионах страны обеспеченность детей от трех до семи лет местами в дошкольных образовательных организациях составляет менее 95%, говорить о надлежащем обеспечении права детей на доступное и качественное дошкольное образование рано. На практике достижение положительных статистических показателей обеспечивается неправомерным путем, заявил сокоординатор общественного движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» Кирилл Дружинин в ходе вчерашнего специального заседания СПЧ, посвященного обсуждению проблем, которые возникают при реализации прав граждан на образование. Например, когда становится понятно, что к 1 сентября текущего года не удается обеспечить местами всех детей, родители которых указали этот день в качестве желаемой даты поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию, указанная дата просто переносится на 1 сентября следующего года.
Другой способ недобросовестного исполнения обязанности по обеспечению доступности дошкольного образования заключается в перенаправлении детей в удаленные от места проживания учреждения. Законом определено, что единственным основанием отказа в приеме в образовательную организацию является отсутствие в ней мест. В этом случае родители должны обратиться за решением вопроса об устройстве ребенка в другой садик в органы местного самоуправления или региональный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). В результате вместо того, чтобы способствовать устройству ребенка в детский сад в пешей доступности от дома – например, свод правил «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» (утв. приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. № 573/пр) устанавливает следующие параметры доступности: расстояние от места проживания до дошкольной образовательной организации, за исключением специализированных учреждений, не должно превышать 300 м, в малых городах и сельских поселениях – 500 м, – власти ссылаются на отсутствие мест, наличие в очереди перед ребенком других детей и предлагают свободное место в другом учреждении. По словам Кирилла Дружинина, расстояние от места проживания до таких садиков составляет от 5 до 50 км. А суды не находят в таких случаях признаков бездействия должностных лиц, отмечая, что истцы сами отказываются от предлагаемых альтернативных вариантов (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 февраля 2018 г. по делу № 33-1478/2018, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-31711/2017 и др.). Еще сложнее получить место в садике ребенку, не зарегистрированному в конкретном населенном пункте по месту проживания, – в Москве, например, около 100 тыс. зарегистрированных по месту пребывания детей находятся в очереди на данный момент, подчеркнул общественник.
С массивом судебных решений по cпорам, связанным с обжалованием решений об отказе в приеме детей в детские сады, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Несмотря на предусмотренное законом правило об обеспечении доступности образования для всех без исключения обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 2, ст. 79 закона об образовании), образование в России пока не инклюзивно, констатировала член совета Региональной общественной организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Ольга Погонина. Она отметила, что если для обучения в образовательной организации лиц с ограниченной подвижностью достаточно, по сути, адаптации ее инфраструктуры, то обучение, например, детей-аутистов невозможно без привлечения дефектолога, однако, как правило, такие специалисты есть только в коррекционных школах. Более того, в реализации индивидуальных учебных планов, которые могут разрабатываться для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно должен участвовать тьютор – соответствующее положение содержится в федеральных государственных образовательных стандартах. На практике же, как отметила Ольга Погонина, образовательные организации предлагают тьюторам крайне невыгодные условия: очень низкую зарплату или и вовсе оформление в качестве технического сотрудника, что лишает их педагогического стажа [cогласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих тьюторы относятся именно к педагогическим работникам. – ГАРАНТ.РУ].
Отдельной темой для обсуждения является обеспечение возможности получения образования на языке одного из народов России. Напомним, сейчас законом предусмотрено, что в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики РФ, может вводиться – на основании регионального законодательства – преподавание и изучение государственного языка этой республики. Кроме того, граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов России или его изучение в пределах предоставляемых системой образования возможностей (ч. 3-4 ст. 14 закона об образовании). Внесенным в Госдуму в апреле текущего года группой депутатов законопроектом1 предлагается законодательно закрепить правило, согласно которому преподавание и изучение государственных языков республик осуществляется на добровольной основе, а при выборе языка обучения – он определяется, напомним, локальными нормативными актами образовательной организации (ч. 6 ст. 14 закона об образовании) – обязательно нужно будет учитывать мнение учеников и их родителей, отраженное в письменном заявлении. Как заявила председатель Постоянной комиссии СПЧ по культурным правам, образованию и науке Анита Соболева, включение родных языков народов и государственных языков республик в перечень факультативных учебных дисциплин приведет к уменьшению числа говорящих на этих языках, а также к постепенному вытеснению их из сферы государственного управления, хотя в ч. 2 ст. 68 Конституции РФ установлено, что в органах власти, местного самоуправления и государственных учреждениях республики ее государственный язык употребляется наряду с государственным языком РФ. Таким образом, по ее мнению, после принятия предлагаемых поправок невозможно будет в полной мере обеспечить конституционное право на пользование родным языком (ст. 26 Конституции РФ).
Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин придерживается противоположного мнения, отмечая, что законопроект призван в первую очередь гарантировать гражданам РФ возможность изучения русского языка как государственного и необходимого для реализации прав на должном уровне. В настоящее время в ряде регионов законодательное требование о невозможности преподавания и изучения государственных языков республик РФ в ущерб преподаванию и изучению русского языка (ч. 3 ст. 14 закона об образовании) не соблюдается – вплоть до того, что плохо владеют русским даже учителя русского языка. Эксперт подчеркнул: повышать интерес к национальным культурам необходимо, но не с помощью административного давления, а иными способами. К примеру – предоставлением грантов на реализацию проектов, направленных на развитие национальной культуры и изучение национальных языков.
Поскольку законопроект вызвал широкий общественный резонанс, СПЧ намерен подготовить свое заключение на него в кратчайшие сроки, сообщил председатель Совета Михаил Федотов.
Кроме того, СПЧ планирует в скором времени провести специальное заседание, посвященное обсуждению буллинга в школах. В рамках мероприятия планируется обсудить как меры противодействия травле детей на уровне отдельной образовательной организации (обязательное назначение тьютора, разработка памятки для родителей и др.), так и возможность разработки системных подходов к выявлению жертв и их преследователей и воздействию на участников конфликта.
Стоит отметить, что в ходе обсуждения были затронуты также такие вопросы, как необходимость обеспечения защиты трудовых прав педагогов (недопустимость роста нагрузки без увеличения заработной платы, перевода на часть ставки или принуждения к заключению гражданско-правовых договоров и др.) и предоставления права на участие в управлении школой учителям и родителям. Какие именно меры предлагается предпринять в этом отношении, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после утверждения соответствующих рекомендаций СПЧ.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Источник: garant.ru