Валерия Зеновина
Источник фото: obrnadzor.gov.ru
Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» прошла 7 февраля в Москве. Ее участники не только познакомились с самой процедурой проведения ЕГЭ, но и написали пробный госэкзамен по русскому языку. Организатором мероприятия выступил Рособрнадзор.
По словам руководителя ведомства Сергея Кравцова, целью Всероссйиской акции было показать родителям школьников, что ЕГЭ является обычным экзаменом, позволяющим оценить знания учеников. Между тем в числе целей пробного ЕГЭ – демонстрация того, что на едином госэкзамене нет возможностей для списывания. Подчеркивалось, что иных способов повлиять на итоговый результат, кроме использования полученных знаний, нет.
Сергей Кравцов также рассказал об особенности процедуры госэкзаменов в текущем году: тестовой части не будет по всем предметам, за исключением иностранных языков. Такой порядок, по его словам, свидетельствует о том, что в рамках ЕГЭ будут максимально полно оценены творческие способности школьников, а также их умение мыслить. При этом он добавил, что все демонстрационные версии заданий и правила сдачи ЕГЭ были опубликованы, а следовательно, у школьников и их родителей есть возможность ознакомиться с экзаменационными материалами заранее. Открытый банк заданий, как отметил Сергей Кравцов, полностью соответствует школьной программе.
«Если ребенок ходил на занятия и выполнял домашние задания, то никаких серьезных сложностей при сдаче ЕГЭ возникнуть не должно. Я прошу родителей спокойно отнестись к этой процедуре и настроить детей также на спокойную сдачу экзамена», – подчеркнул глава Рособрнадзора.
Сама процедура пробного ЕГЭ, как указали организаторы, аналогична той, которая применяется на реальном экзамене. Так, участникам акции, в число которых вошли родители и представители СМИ, было запрещено пользоваться мобильными телефонами и шпаргалками.
Нам удалось убедиться в том, что правила даже пробного ЕГЭ весьма строгие – желания списать не возникло в принципе. Все экзаменуемые оставили личные вещи в специально отведенном кабинете и прошли через металлодетектор (диктофон, кстати, пронести не удалось – пришлось выложить). Вход в экзаменационные аудитории допускался только по сформированным заранее спискам и при наличии паспорта. Также участников попросили убрать с парт все, кроме паспорта и ручки. Запрет коснулся в том числе лекарств и салфеток, однако воду оставить разрешили.
Основное отличие от реального экзамена заключалось в количестве заданий – их было 15, включая сочинение, в то время как на реальном ЕГЭ по русскому языку 24 задания. Также было существенно сокращено время написания работы – 30 минут вместо 3,5 часов.
В остальном же порядок проведения пробного экзамена соответствовал реальной процедуре. Помещение было оборудовано камерами (за трансляцией следили общественные наблюдатели). Участникам раздали персональные конверты с бланком регистрации и двумя бланками ответов. В первый необходимо было вписать свои персональные данные, во второй – ответы на 14 заданий, а третий был предназначен для подготовки сочинения по представленному в заданиях тексту.
В каком случае результаты ЕГЭ признаются удовлетворительными? Ответ – в «Домашней правовой энциклопедии». Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Организаторы также рассказали, как именно нужно оформлять все три бланка и обратили внимание, что время на разъяснение организационных вопросов не включается в период проведения экзамена. Между тем момент начала испытания был особо зафиксирован.
При этом непосредственно задания прибыли в кабинет на электронном носителе. По словам организатора, они зашифрованы таким образом, чтобы доступ к ним имел только тот, кто отвечает за процедуру экзамена. Задания должны распечатываться на принтере в присутствии участников.
Отметим, что все краткие ответы (например, слова или последовательность цифр) нужно вписывать в бланки без каких-либо дополнительных символов – пробелов, запятых и т. д. Добавим, что участникам можно исправить уже вписанные, но неправильные, по их мнению, ответы. Для этого необходимо внизу бланка написать номер вопроса и вписать верный вариант ответа (кстати, такой возможностью воспользовались некоторые участники пробного испытания).
После окончания процедуры экзамена все материалы, в том числе черновик со штампом образовательного учреждения, необходимо было положить в индивидуальный конверт и отдать организаторам для дальнейшего сканирования.
Пробный экзамен сдавал и Сергей Кравцов. Он поделился своими впечатлениями по итогам испытания и отметил, что ЕГЭ по русскому несложный. Однако, по его словам, нужно очень внимательно читать задания, сосредоточившись на экзамене и не отвлекаясь. Также он порекомендовал школьникам больше читать, изучая русский язык.
Своими впечатлениями от пробного экзамена поделилась ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая. Она отметила высокое качество предложенных текстов с точки зрения их содержания. А все сложности в ходе ЕГЭ, по ее мнению, интуитивно решаются, поскольку все участники являются носителями языка. Также, как подчеркнула эксперт, задания, требующие правильной расстановки ударений необходимы в экзамене, особенно с учетом того, что в предложенных вариантах были использованы слова, ошибки в ударении которых недопустимы.
В числе прочего она предложила проводить похожие мероприятия каждый год.
Оценку пробным заданиям ЕГЭ по русскому языку также дала руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько. По ее словам, участники акции получили не упрощенные, а реальные задания, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах (КИМ) к ЕГЭ. В то же время она указала, что к категории сложных относятся задания, связанные с лексической нормой, где нужно найти ошибку со словом, употребленном в несвойственном ему значении. То же касается заданий, где нужно правильно использовать орфоэпические нормы, то есть ударения в словах.
Именно в связи с этим эксперт подчеркнула, что на сайте ФИПИ вместе с демонстрационными вариантами опубликовано два «словника»: первый – орфоэпический, а второй посвящен паронимам (словам, сходным по звучанию, но отличающимся по значению). В этих справочниках, по оценке Ирины Цыбулько, собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ по русскому языку в текущем году. Она заключила, что выпускники прекрасно владеют данным материалом, так как учителя при подготовке к экзаменам работают с этими словниками.
Завершая мероприятие, Сергей Кравцов отметил, что всем школьникам необходимо обязательно восстанавливать пропущенный материал, чтобы количество пробелов в знаниях не росло к 11 классу. На решение этой проблемы, по его словам, направлены Всероссийские проверочные работы.
Он добавил, что во Всероссийской акции может поучаствовать любой родитель в 50 регионах – она продлится до конца февраля. Кроме того, руководитель Рособнадзора ответил на вопрос читателей портала ГАРАНТ.РУ. Их интересовало, не становится ли ЕГЭ похожим на экзамены, которые сдавало предыдущее поколение, с учетом того, что почти полностью исчезли тестовые вопросы, и при этом не исключается введение устной части по русскому языку.
Сергей Кравцов отчасти согласился с тем, что ЕГЭ может быть похож на экзамены, которые проводились до введения единых испытаний, но подчеркнул существенные отличия новой формы. По его мнению, основной чертой единого экзамена является то, что все участники находятся в равных условиях и к ним предъявляются одинаковые требования. Разработкой заданий при этом занимаются на государственном уровне, и к данному процессу привлечены ученые и учителя. Также он подчеркнул, что устная часть вводится не для субъективной оценки знаний, а напротив, для объективной проверки владения устной речью.
Отметим, что участникам пробного испытания в тот же день сообщили, что по результатам проверки работ минимально необходимые баллы смогли набрать все. Персональные же результаты они смогут получить позднее, по электронной почте. Например, корреспонденту портала ГАРАНТ.РУ удалось выполнить 100% заданий, судя по результатам, которые пришли сегодня.
Источник: garant.ru